Вавилон forever — 2

Памятник Петру в контексте панорамы Москвы

Начало читать здесь.
Некоторое время назад в Орле прошла персональная выставка живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Зураба Церетели, так что орловские граждане в какой-то степени подготовлены к встрече с прекрасным в его полноразмерном масштабе.

Кстати, представленные на той выставке работы ничем таким выдающимся (с точки зрения габаритов) не выделялись. Более того, я лично в очередной раз убедился, что Церетели — великий (с точки зрения таланта) художник. А его стремление украшать земной шар огромными статуями можно считать причудой творца. Глобально человек мыслит. В конце концов, не насильно же он свои произведения в ландшафты вколачивает. Не захотели иноземные государства памятник Колумбу на своих территориях громоздить — и не надо, не очень-то и хотелось… А задружился человек с Юрием Лужковым — пожалуйста, в Москве сразу нашлось место для памятника «В ознаменование 300-летия российского флота» (так колонна с Петром официально именуется).

Для туризма и для отдыха в Сочи подойдёт наилучшим образом гостиница Рэдиссон. Узнать цены отеля Рэдиссон Лазурная можно на страницах сайта reliztour.ru. Бронируй номера онлайн!

Его художественная ценность — вопрос спорный. Новые гостиницы в Сочи — благо или способ изуродовать город? «Красиво» — «Некрасиво» — это очень субъективные категории, к тому же монументальные ЖБИ-изделия за время правления КПСС облик Москвы испортили куда сильнее. Существуют и объективные. Во-первых, при возведении сооружений подобной высоты следует помнить, что этим объектам необходимо достаточное пространство вокруг. Иначе их нельзя будет правильно увидеть. А, во-вторых, всякая воплощенная вертикаль становится ландшафтной доминантой, задает тональность восприятия окружающего, а значит гарантированно разрушит любой архитектурный ансамбль, ежели таковой уже существует. Например, амбициозная 403-метровая «кукурузина» газпромовского «Охта-центра» облик Питера, безусловно, поломает, а вот «Петр» Церетели и без того эклектичную Москву не портил. По крайней мере, объективные условия не нарушал.

На мой взгляд, негативное отношение большинства недоброжелателей к этой статуе вызвано не попранием художественного вкуса ревнителей и эстетов, а социально-психологическими факторами. Так же, примерно, обстояло дело с критикой фильма «Противостояние» Михалкова. И в том, и в другом случае идиосинкразию вызывали не сами произведения мэтров, а, во-первых, их личности, а, во-вторых, чрезмерный пиар и пафос позиционирования. Я уверен: если бы колонна с Петром называлась «Памятник Гулливеру», а ее автором являлся какой-нибудь неизвестный молодой скульптор (желательно, победивший со своим проектом на открытом конкурсе), 90% ярых противников монумента, сейчас доброжелательно посмеивались бы и не более того.

Реальный сюжет таков. Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы. О том, ЧТО именно было первично — заказ Правительства Москвы или уже готовое изваяние, под которое заказ и оформлялся, — история умалчивает. Зато из дружбы Юрия Лужкова с грузинским скульптором-космополитом никто никогда тайны не делал.

Для установки памятника в облюбованном Церетели месте у слияния Москва-реки и Обводного канала был насыпан искусственный остров. Когда бронзовый император вознес свою непокорную голову на запланированную высоту, общественность сразу обратила внимание на подозрительное сходство этого памятника с другой работой Церетели — статуей Колумба, которую скульптор безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 годах, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Зураб Константинович подозрения и обвинения в автоплагиате считает беспочвенными, и, пожалуй, он прав. Если допустить, что «молочные братья Петя и Коля» являют собой самодостаточный формат зодчества, то упрекать их «папу» в творческом компромиссе так же нелепо, как подвергать сомнению аутентичность, а вместе с ней и художественную ценность каждой отдельно взятой «Девушки с веслом».
Читать дальше.

Константин Андреев.

Связанные записи

Comments

Один - пусто. Стань первым! »

  1. […] читайте здесь и здесь. При этом архитектура памятника весьма примечательна. […]

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!