Религиозная составляющая мировоззрения обывателя

И действительно, обыватель смотрит всегда в будущее, но при этом покорно сносит настоящее. И он, несмотря на кажущуюся инертность сознания, смотрит в будущее гораздо реалистичнее и дальше, чем некоторые пассионарные марксисты, взрывавшие в России храмы. Обывателю мало достатка, который он имеет здесь, он еще и не хочет умирать. Поэтому, как только конформист обретает свободу доступа к информации, к нему быстро попадает в руки Библия (или Коран, или Тора), в которых то и написано все то, чего и не обещали, да и не могли исполнить все вместе власть предержащие ни в прошлых эпохах, ни в нынешней.

И снова обращаюсь к цитированию Ольги Масловой. Какова она, ведь как прозревала всю опасность конформизма для коммунистической идеологии, особенно в контексте ее богоборческой компоненты. Кстати, она еще жива, кажется, сейчас прекрасные книжки пишет о деструктивных сектах и проблемах ксенофобии. Но сначала пересказанная языком атеиста вся правда о христианстве, как учении.

Религиозные догматы и поучения, внушаемые верующим, представляют собой удобное средство формирования конформизма, социально-политической пассивности. Вера в сверхъестественное, идеи предопределения и фатализма, учение о грехе и ничтожности человека формируют у верующего ложные жизненные ориентиры, направляют его социальную активность в русло пассивного приспособления к капиталистической системе. Этой же цели служат и различные культовые действа, основанные на таких свойствах человеческого сознания, как внушаемость, подражание и т. д. Религия активно использует психологические механизмы для внедрения в умы верующих идей смирения и покорности, сознания собственного ничтожества и бессилия, пассивности и социального конформизма. Взаимосвязь и взаимодействие государственно-монополистического аппарата и церкви в насаждении этих качеств особенно отчетливо видны на примере США. В условиях современного американского общества церковь, формально отделенная от государства, все больше превращается в идеологическое средство обеспечения его политики.

Если все это перечесть с мотивацией поиска позитивного контекста, так и получится — Кесарю отдавайте кесарево, а Богу — Богово. Кесарь, безусловно, будет это использовать во благо свое, ему же нужно, чтобы на его бесчинства меньше обращали внимание. А обывателю тоже до кесаря дела нет, он научился за тысячелетия как бы не замечать всех этих кесарей, да они и не могут решить главной задачи-то, бессмертия они дать не могут. А остальное тут на земле, проживем как-нибудь. Но дальше еще интереснее — отношение к свободе вероисповедания в свободном обществе. Но при этом соблюдение главного принципа — верующему человеку, боящемуся Бога (или Аллаха), ему доверия больше от государства, ибо верующий человек свою совесть по Богу настраивает. Вот оно как. Могло ли это не возмущать коммунистов-атеистов, которые так и не нашли, где у человека кнопка, управляющая его совестью. А она то там — на Небесах, оказывается.

Официальный Вашингтон рассматривает религию как неотъемлемую часть американского образа жизни и системы духовных ценностей. В условиях США вероисповедание — это не просто принадлежность в какой-то религии, а социальное лицо, свидетельство политической благонадежности и «американизма». Вера в бога здесь отождествляется с патриотизмом, преданностью интересам своей страны, с высокими моральными качествами. Средний американец часто просто вынужден быть верующим: ведь от этого зависит успех в делах, продвижение по службе, благосостояние. А потому религиозность в США во многих случаях становится не проявлением искренней веры, а лишь формой приспособленческого, конформистского достижения вполне земных целей. Такое прагматическое, деляческое отношение к религии отмечают сами американские исследователи, определяя его как «инструменталистское». Об этом свидетельствует и частая смена вероисповеданий в США. Как показали опросы американских социологов, переход из одной веры в другую совершается легко, без каких бы то ни было духовных коллизий и мотивируется отнюдь не религиозными, а житейскими причинами, поисками конфессии, которая смогла бы лучше обезопасить и утвердить общественное положение того или иного индивида.

Вот вам «аз» и «буки» эффективной социологии в деле управления обществом. И в США (даром что ли самая богатая империя в мире) это поняли великолепно. Светские власти перестали перетягивать на себя функции духовного окормления. А попросту — расчет кредита — это за государством и коммерческими банками, а вот кому человек будет молиться, чтобы вовремя кредит вернуть — в это государство не вмешивается. Главное, чтобы не грабил никого, наркотиками не торговал и прочих безобразий не творил. На мой взгляд, просто гениальное прозрение англосаксонских социологов, научивших в начале ХХ века политиков и служащих государств не вмешиваться в то, что гражданин отдает Богу, и не препятствовать ему в этом. И, наоборот — создавать режим максимального благоприятствования развитию религиозных организаций.

К слову, примером подобного позитивного отношения к религии в США является то, насколько безболезненно и гармонично эмигрировало и прижилось после Октябрьской революции в американском обществе доселе мало известное там православие. Обратите внимание — это преимущественно протестантское сообщество, которое до сих пор по вопросам богословским и обрядовым находится в оппозиции православной церкви. И каково было радушное христианское приятие на Новой земле эмигрировавших от большевиков православного клира, богословов, философов.

Comments

2 комментария Стань первым! »

  1. […] А что же обыватель, конформист? А они таким же и остался, каким был во все времена. Он пережил шоковую терапию, дефолт и прочее. Кто-то купил себе квартиру-машину-дачу, кто-то не смог, но надеется. И при этом обыватель снова остался конформистом, как и был, вот что важно. И именно этого боятся все правящие режимы – они приходят и уходят, а народ остается, только шапку другого цвета одел, перо вставил, и снова красавец. Правда есть еще один нюанс, большевиками так и непонятый – обывателю для большего комфорта своего конформного проживания мало было воспринимать бытие в горизонтальном векторе. Обыватель же таков – он еще и о будущем задумывается. А кто-то ему рассказывал, будто есть книжка, в которой описано, как без сложных операций бесплатно обрести жизнь вечную. Но об этом в следующей части. […]

  2. […] уж. После прекрасного описания преимуществ организации системы ответственного общес… на основе христианских (и иных конфессиональных […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!