Чем может быть опасен конформист?
Так чем же советским социологам представлялся опасным конформист? Прежде следует напомнить, каким стал среднестатистический гражданин к середине восьмидесятых годов за семьдесят лет правления коммунистической атеистической идеологии. Во-первых, он остался ровно таким же приспособленцем, что и был во все века во всех народах. Во-вторых, единственная мощная моральная сила, как сдерживающий от дурного фактор — страх Божий — в советском человеке была разрушена. В-третьих, на фоне усиления пропаганды буржуазных сообществ советский обыватель опять же выбор делал не совестью, а глазами, ушами и желудком.
Но согласитесь, он таким был во все времена, а коммунисты его сделали еще большим конформистом, устранив из сознания вертикаль связи с Богом. И конформист стал абсолютно горизонтальным в восприятии бытия, иначе говоря — абсолютно плотским по своим устремлениям. Его таким воспитали в русле идеологии, базирующейся на том, что Бога нет. И вот здесь коммунисты зашевелились. На что им опираться в сознании обывателя в условиях необходимости отражения атак альтернативных идеологических систем. И о чем вспомнили социологи? Они вспомнили о том, как точно также безропотно законопослушное большинство приняло нацизм в Италии и Германии.
Конформистски обработанная личность становится удобным материалом для манипулирования сознанием и поведением, для социальных экспериментов. В известном фильме Бернардо Бертолуччи «Конформист» по одноименному роману Альберто Моравиа показаны последствия такой приспособленческой позиции, пассивности, с одной стороны облегчающих захват власти фашизмом, а с другой — порождаемых им самим. Стремясь «раствориться в толпе», «слиться с нею», стать «нормальным», герой приобщается к коллективному мифу фашизма, оправдывающего совершенное им преступление. Став неотъемлемой частью «порядка», добровольно и сознательно приняв все «условия игры», он обретает так называемую «нормальность» — женится на состоятельной буржуазке, становится платным агентом, убивает своего бывшего профессора, толкает на смерть любимую женщину. После поражения фашизма, чтобы уцелеть, он снова пытается «затеряться в толпе», приспособиться к новым условиям, Правящие классы буржуазного общества давно поняли ту роль, какую в формировании конформистского сознания и поведения играет религия, уводя трудящихся от решения реальных общественных проблем и содействуя тем самым упрочению «статус-кво» капиталистической социальной системы.
Абсолютно верно! Давайте рассмотрим нужды обывателя, живущего в обычной «хрущевки», не имеющего возможность ни заработать на улучшение жилищных условий больше рамки потолочной системы оплаты труда, ни альтернативными легальными заработками. И в друг приходят, допустим, фашисты (партия сформировалась), и начинают (как Ленин когда-то) обещать обывателю. Во-первых, мы снимем с тебя ограничения по возможности заработков — как пожелаешь и сколько сможешь зарабатывай. Мы тебе отдадим твое жилье в собственность, что хочешь делай, даже согласование перепланировок не потребуется, если ты там что-то перестраивать надумаешь. Мы еще и насытим рынок автомобилями иностранными, вкусными деликатесами, и так далее. И все это ты без очередей сможешь покупать в любое время. И где окажется перед подобным искушением советская плановая экономика с кучей ограничений? Там, где она и оказалась в итоге, на свалке истории.
А что же обыватель, конформист? А они таким же и остался, каким был во все времена. Он пережил шоковую терапию, дефолт и прочее. Кто-то купил себе квартиру-машину-дачу, кто-то не смог, но надеется. И при этом обыватель снова остался конформистом, как и был, вот что важно. И именно этого боятся все правящие режимы — они приходят и уходят, а народ остается, только шапку другого цвета одел, перо вставил, и снова красавец. Правда есть еще один нюанс, большевиками так и непонятый — обывателю для большего комфорта своего конформного проживания мало было воспринимать бытие в горизонтальном векторе. Обыватель же таков — он еще и о будущем задумывается. А кто-то ему рассказывал, будто есть книжка, в которой описано, как без сложных операций бесплатно обрести жизнь вечную. Но об этом в следующей части.
[…] вещей и товаров, но и мыслей, духовных ценностей. Проявления конформизма разнообразны и многолики. Это может быть и отказ от участия в забастовке, и […]
[…] но при этом покорно сносит настоящее. И он, несмотря на кажущуюся инертность сознания, смотрит в будущее гораздо реалистичнее и дальше, чем […]