Кто такой конформист?

Кто составляет не менее 90% любого гражданского общества? Как правило, это люди, которые живут обычной повседневной жизнью, они не дерзают на нечто слишком выдающееся. Их обычно называют законопослушными обывателями, и государство, в котором такой процент обывателей стабилен в сочетании с положительной демографической динамикой, можно считать успешным и счастливым. Но это же настоящие конформисты. Да, обыватель — это конформист. А в чем проблема? Почему реактивное меньшинство так негативно относится к послушному конформистскому большинству?

Примечательно, что в СССР попытались построить новую модель баланса между реактивностью (пассионарностью) личности и ее конформности (подчинению правилам, властям). Предлагалось личность быть пассионарной строго в русле конформистски воспринимаемых идеологических установок или конкретных производственных задач. Абсурдно, не правда ли? Вот что писала Ольга Маслова (известный советский социолог) в середине восьмидесятых (накануне Перестройки) об этом.

Конформизм — одна из характерных черт современного буржуазного массового сознания и образа жизни. Об этом говорят сегодня журналисты, психологи, социологи, философы, политики. Что же это такое? Исторически конформизм связан с религией, восходит к временам Реформации в Англии и Шотландии. Реформа англиканской церкви во второй половине XVI века привела к расколу верующих: те из них, кто принял новый свод канонов епископальной церкви, стали называться конформистами, а не принявшие эту государственную религию пуритане — нонконформистами.

В социальном звучании понятие «конформист» возродилось в 30-х годах нашего века и стало широко употребляться в печати, литературе, искусстве для характеристики пассивного, беспринципного приспособленца, порожденного эпохой общего кризиса капитализма. Позже изучением этого явления занялась социальная психология, а затем философия и социология. Конформизм — не специфическое свойство какого-либо одного класса: в той или иной степени он присущ различным группам буржуазного общества, начиная от правящей элиты и крупной буржуазии и кончая определенной частью рабочего класса. Наиболее отчетливо конформистские тенденции проявляются в так называемых новых городских слоях. Пассивная, конформистская позиция может выступать и как защитная психологическая реакция личности на бесчеловечное отчуждение, на болезненно ощущаемый разрыв между материальным благосостоянием и духовной нищетой, на бесперспективность культурных и духовных поисков и т. п.

Уже саморазвитие капиталистических общественных отношений неизбежно приводит к кризису традиционного индивидуализма и порождает «автоматический конформизм». В современных условиях государственно-монополистического капитализма с его жесткой бюрократической иерархией традиционный буржуазный индивидуализм уже не «срабатывает», не помогает выбиться в люди, нажить состояние. Так единственно возможной и удобной моделью поведения обывателя становится умение «притереться» к бюрократической машине, подавляющей индивидуальность. Многие буржуазные философы и социологи отмечают эту антигуманную тенденцию, характеризуя общественный тип «конформиста» и «рутинера». Эти характеристики конформизма и конформистов носят у западных социологов критический характер, изобличают негативные тенденции развития буржуазного общества. Но ни один из подобных исследователей не пошел дальше критической констатации конформизма, не сумел увидеть и понять его социальную сущность, реальные общественно-экономические причины, порождающие это явление.

Политическая и культурная сферы буржуазного общества в равной степени нуждаются как в людях — придатках машин, так и в «одномерном человеке», конформисте и потребителе. Капитализм активно формирует его с помощью средств массовой информации, «массовой культуры», рекламы, «шоу», зрелищных видов спорта, религиозных проповедей. Так обывателю навязываются образцы поведения, культурные стандарты и стереотипы потребления не только вещей и товаров, но и мыслей, духовных ценностей. Проявления конформизма разнообразны и многолики. Это может быть и отказ от участия в забастовке, и беспринципность, продиктованная стремлением избежать каких-то хлопот и неприятностей, и равнодушие к бедам ближних, и нежелание отозваться на призыв о помощи, и показная набожность и т. д. и т. п.

Связанные записи

Comments

2 комментариев. Стань первым! »

  1. […] чем же советским социологам представлялся опасным конформист? Прежде следует напомнить, каким стал […]

  2. гончаров василий says:

    В ПРИРОДЕ ВСЕ ДЕРЖИТСЯ НА РАВНОВЕСИИ-В ПОЛИТИКЕ-ТАК ЖЕ-ЕСЛИ-ЕСТЬ СЕПАРАТИСТЫРАЗЪЕДЕНЯЮЩИЕ-ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ОБЪЕДЕНЯЮЩИЕ-МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО КОНФОРМИСТЫ-ТОГДА КТО ОНИ-МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО КОММУНИСТЫ

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!