Поликарпов

У-2

Предыдущий материал читайте здесь.
Всем орловцам знаком расположенный неподалеку от кинотеатра памятник: сидит некий дяденька на стуле (почему-то большинство орловских памятников «сидячие») и «играется» с самолетиком. Наиболее просвещенным известно, что сей монумент увековечивает память нашего земляка, прославленного авиаконструктора Николая Николаевича ПОЛИКАРПОВА, «автора» таких легендарных самолетов, как У –2 (По –2), он же — «Кукурузник», и И-16.

Первый из них хорошо известен старшим поколениям по фильмам «Небесный тихоход» и «В небе ночные ведьмы». Молодое поколение может получить представление о самолете по популярным играм, симулирующим воздушные бои Второй Мировой, если разработка ПО под игру базировалось на достоверной технической информации о боевой технике той эпохи. Конструкция самолета была столь удачна, что он мог очень долго планировать с выключенным двигателем.

Эта способность широко использовалась в годы ВОВ. Ночью У-2 в режиме планирования незамеченным проникал за линию вражеской противовоздушной обороны. Бомбовая и пулеметная атака фашистских позиций, следовавшая за этим, воспринималась немцами чуть ли не как кара небесная, «гром среди ясного неба». А «тихоход», сделав свое «черное» дело, запускал движок и быстренько улетал восвояси. «Кукурузником» же его прозвали за авиадебют на сельхозпоприще. К слову сказать, именуемый ныне «Кукурузником» Ан-2 прозвище свое получил по наследству.

«И — шестнадцатый» известен не столь широко, но роль его недооценить сложно. Это был ОСНОВНОЙ истребитель наших ВВС в небе Испании, на Халхин-Голе и на первом этапе Великой Отечественной. Что же касается самого Поликарпова, то нашим земляком он является лишь по рождению.
На свет Николай появился в одной из деревень Орловской области в семье сельского священника. Было это в 1892 году. Учиться он начал в духовной семинарии, однако вскоре оставил сие заведение, экстерном сдал экзамены за гимназический курс и поступил в Петербургский политехнический институт, по окончании которого сразу стал работать на авиапредприятиях — само собой не орловских. У нас таковых просто не было. Дальнейшая биография Поликарпова связана главным образом с Москвой.

А теперь вернемся к тому, с чего начали — к памятнику. Лет, наверное, 20 назад известный орловский поэт Василий Катанов выпустил краеведческую книжку про Орел. Цитирую дословно: «Небо всегда влекло к себе бывшего семинариста, а впоследствии — авиаконструктора Поликарпова. Ныне он встречает орловцев у входа в кинотеатр «Родина» с самолетом в руке.» «Это посильней, чем «Фауст» Гете…» И все же приятно, что мелкие орловские воды способны вспаивать не только великих литераторов, но и великих авиаконструкторов.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

Comments

2 комментария Стань первым! »

  1. […] После окончания Гражданской экс-бомбардировщики пытались использовать для авиаперевозок, но участвовавшие в боях машины подошли к тому времени к пределу своего летного ресурса. В Европе и США доставка больший партий грузов набирала обороты даже в потребительском секторе – это было шиком заказать элитные столовые Италии с авиа доставкой. Снова в моду вошла традиционная китайская мебель, поэтому СССР также хотел войти в рынок грузового авиационного транзита. Но приближение войны заставило на годы отложить реализацию этих планов. Последний «Муромец» в 1924 году был передан как учебный в Школу стрельбы и бомбометания. Мы можем гордиться тем, что в нашем небе легендарный «Илья Муромец» появлялся неоднократно. Читайте дальше. […]

  2. […] материал читайте здесь. В начале 20-х в Орле открылась военная школа, чуть […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!