ЛЭМ Валерия Бородянца в Орле

В журнале «Моделист-Конструктор» (май 1985 года) была статья об Орловском ЛЭМ — «Орловский велорысак»

Предыдущий материал читайте здесь.
Конструкции он, надо сказать, был уникальной. Для взлета его достаточно было разогнать до 28 км/ч, то есть в качестве «пускового агрегата» вполне можно было использовать пятерку бегущих мальчишек. Вскоре после воздушной премьеры Валерия Ивановича вызвали в КГБ и долго допытывались там зачем это он вздумал строить самолет.(«Советские люди на такси в булочную не ездят!»)

Придраться однако было не к чему, и Бородянец ушел в отпуск. А когда вернулся, обнаружил свое крылатое детище в буквальном смысле слова раздавленным наваленными на него какими-то тяжеленными элементами сцены. Не нытьем, так каканьем.

К 1980 году был готов оригинальный проект сверхлегкого самолета, а авиаконструкторский кружок переименован в Лабораторию экспериментальных машин (ЛЭМ). Узлы и агрегаты для «аэроплана» проходили испытания на наземных транспортных средствах — самодельных аэромобиле и аэросанях. (Попутно были построены веломобиль и минитрактор.) Самолет (опять же — усилиями всей «Лаборатории») строили пять лет. Вначале летные качества конструкции испытали и довели до совершенства в безмоторном варианте. Затем оснастили переделанным двигателем от пожарной мотопомпы.

В августе 85-го самолет впервые поднялся в воздух. Его взлетная скорость была всего 35 км/ч, а крейсерская в полете — около ста. Чуть позже «пожарный» движок был заменен двумя спаренными двигателями от мотоколяски СМЗ. В итоге конструкция оказалась столь удачной, что без капремонта и без ЧП аппарат пролетал 7 (!) лет. В 1991 году Валерия Ивановича и его «пионеров» допустили к полетам на аэродроме Центрального аэроклуба в Пугачевке. А в 92-м именно на этом аэродроме самолет разбился вдребезги в результате ошибки пилота-новичка. (Сам пилот отделался легким испугом.)

Меня всегда восхищали люди, идущие «трудным» путем. Взять, для примера, развитие интернет ресурсов сегодня. Я, как и большинство держателей блогов и сайтов, иду по проторенной тропе — все делаю на обычном вордпресс. А вот кому нужно настоящее элитное качество ресурса, те заказывают создание сайтов на Drupal. Движок более сложный, но и результат получается иной. Drupal — движок для тех, кому нужны не «пионерские» блоги а серьезные ресурсы.

К 1994 году ЛЭМ «переродился» в Юношескую планерную школу (ЮПШ). Именно тогда удалось «раздобыть»два списанных планера БРО-11 в состоянии «дрова». Силами ЮПШ из двух планеров удалось собрать один — вполне дееспособный. На его счету около ста летных часов. В 2001 году планер обменяли на экспериментальный ижевский мотор. Это был третий летательный аппарат Бородянца. Разработка «условно» четвертого началась сразу после того, как разбился второй.

Строительство двухместного (!) (то есть предназначенного прежде всего для инструкторского обучения новичков) самолета конструкции Валерия Ивановича началось в июле 92-го года и успешно завершилось спустя 5 лет. На этом аппарате летали почти два года, совершили около ста полетов, после чего он был вновь отправлен на «стапеля» — для модернизации. Пятый самолет Бородянца появился на свет при активном содействии Спортивно-технического авиационного клуба, организованного Вячеславом Сергеевичем БЕЖЕНОВЫМ при железнодорожном депо.

За год (конец1999 — 2000гг.) стандартный заводской планер «Бланик» реставрировали и оснастили вначале двигателем от снегохода «Буран», затем упомянутым уже ижевским экспериментальным и наконец — немецким мотором «Хирт». Моторный «Бланик» после ста часов «налета» и поныне готов покорять «заоблачные выси», а полный сил и энтузиазма шестидесятипятилетний Валерий Иванович Бородянец работает над усовершенствованием своей «четверки».
Читайте дальше.

Константин Андреев.

Связанные записи

Comments

2 комментариев. Стань первым! »

  1. […] Первые несколько лет присматривался, изучал уже существующие конструкции, осваивал проектирование. Все программировалось на бумаге, работа программист если и существовала, то только в НИИ ВПК. Пару раз сменив места работы в поисках своей «авиаверфи», вернулся (как выяснилось – навсегда) в авиаконструкторский планерный кружок Дворца пионеров. В 1977 году началось совместное с ребятами строительство первого летательного аппарата собственной конструкции. А весной 1979-го самодельный планер (ибо это был именно планер) совершил первый полет. Читайте дальше. […]

  2. […] материал читайте здесь. Мечтой о полетах учитель физики Марьинской […]

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!