Связь безработицы с переселением (часть 1)

Одним из важных пунктов реформ Петра Столыпина был проект переселения жителей западных областей империи за Урал в Сибирь. И именно это больше всего подвергалось критике со стороны оппонентов Председателя правительства. Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые замечания противников расширения переселенческой программы были не просто обоснованными, но и сама жизнь демонстрировала ошибочность этого решения.

Прежде всего, проблемы возникали у самих крестьян, особенно тех, кто приезжал в Сибирь из Малороссии — сибирский климат им не был известен в контексте собственного сельскохозяйственного опыта. Можно было выделять крестьянам средства, и даже субсидировать покупку каких-то механизмов или тяглового скота, но невозможно было оперативно научить крестьянина выращивать хлеб в столь отличных от Украины погодных условиях. Должно было пройти не менее 3-5 лет, прежде в сознании крестьян произойдет сельскохозяйственная “акклиматизация”, и эти годы кто-то должен был кормить крестьян-переселенцев.

Но еще большей проблемой было то, что в Сибирь итак в эти годы устремлялись десятки тысяч крестьян или рабочих в поисках временных заработков. Однако, стоит отметить — промышленность Сибири не была настолько мощной и на треть от того, как это было даже на Урале. Годы войны и следующие за ней для Европейской России характеризовались, как годы жестокого экономического, политического и социального кризиса. В 1905 году были уволены с фабрик, заводов и железных дорог сотни тысяч рабочих. В последующие годы этот процесс продолжался, и не окончился уже до крушения Российской империи в 1917 году. Сельское хозяйство также выбросило массы рабочих, так как десятки губерний были охвачены неурожаем. Таким образом, создалась огромная безработная армия.

В Сибири война задавила промышленность, кроме отраслей, связанных с войной. У нас кризис в промышленности, до поры до времени; не давал себя знать рабочим, ибо массы их до второй половины 1906 года находили заработок на железной дороге, расширивший операции для целей войны и эвакуации армии. Но в последующее время железная дорога рядом ловких маневров (главным образом, локаутами) выбросила за борт своего корабля десятки тысяч рабочих. В городах этот процесс охватывает промышленность, связанную с войной. С другой стороны, война закрыла выход продуктам сельского хозяйства и отвлекла для своих целей производителей, что повело к относительному сокращению посевной площади, а, следовательно, и к частичной безработице.

К началу 1906 года страна стояла лицом к лицу с огромной безработной армией, устремившейся на заработки в Сибирь, и с безработицей в самой Сибири. Слух о больших заработках справедливый для времени до 1906 года, опрокинул силу предостерегающих голосов о начавшейся безработице, которые шли из Сибири. Безработные двинулись в Сибирь разными способами: пассажирами, зайцами и ходоками. Первое место среди них принадлежало последнему — ходачеству. Статистика дает нам теперь право утверждать, что под видом ходачества прошла в Сибирь безработная волна. Вот цифры ходачества. «За десять лет, с 1894 — 1903 гг. в Сибирь проследовало 313.667 ходоков, в среднем по 31.366 чел. в год, зато в отдельные годы движение было значительно выше» (в 1898 году — 54.400 и в 1899 году — 1900 г. — по 53.000 чел.); затем в 1906 г., достигло уже цифры — 77.600 душ, в 1907 г.-145.700 человек и в 1908 г. -89.000 чел (данные взяты из 5 тома «Вопросов колонизации»). За три последних последних первого десятилетия ХХ века года прошло ходоков в Сибирь — 312.000 человек.

Comments

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!