Свободный полет над крышами

Свободный полет

Предыдущий материал читайте здесь.
Наш земляк Леонид Андреев однажды описал один воздушный полет того времени. Не берусь определить жанр. То ли это фельетон, то ли очерк, то ли репортаж, то ли документальный рассказ. Так или иначе, речь в этом произведении идет именно о полете на воздушном шаре в конце XIX века. Не конкретно о том, что орловцы наблюдали 21 мая 1895 года, но о ТАКОМ ЖЕ.

Словом, складываем орловское воздухоплавательное событие, рассказ орловского писателя и (пусть и с некоторой натяжкой) получаем первую главу истории орловского воздухоплавания.

Вот как Леонид Андреев описывает реакцию местных жителей на полет воздушного шара, цитируя известного тогда журналиста.

«Здесь я позволю себе привести дословную выдержку из описания г.Эра:
Мы видим, как пасущиеся в открытом поле животные, заслышав звук рожка г.Жильбера и заприметив несущееся над ними серое чудовище — шар, в испуге разбегаются во все стороны с диким криком и ревом; мы замечаем, что и на людей вид нашего шара производит не менее сильное впечатление. Мужики и бабы впопыхах выбегают из изб, другие мгновенно бросают работу, и многие от неожиданности явления падают вниз на землю. Мы даже слышим их ругань и проклятия, когда гайдроп неосторожно задевает и опрокидывает сложенную в порядке коноплю и крыши их изб».

Полагаю, что полет над Орловской губернией проходил аналогичным образом. Добавить же (исключительно для общего развития читателей) могу следующее. Все воздушные шары делятся на два класса: газовые и тепловые. К первым относятся летательные аппараты, герметичная оболочка которых наполнена газом легче воздуха; оболочка вторых имеет снизу отверстие, через которое воздух, заключенный в объем шара, по мере необходимости подогревается установленной в гондоле («корзине») газовой горелкой. Скажем, мощные грузовые дирижабли или метеозонды –шары газовые, а современные «пассажирские» монгольфьеры — тепловые.

Так вот, с уверенностью могу сказать: шар, на котором летал «неустрашимый аэронавт» г.Жильбер сотоварищи — газовый, поскольку ТОЛЬКО в газовых шарах для увеличения высоты за борт сбрасывают балласт. В качестве балласта в те времена использовали мешки с песком, гравием или отходами чугунно-литейных производств. В конце XIX века в крупных городах стало популярным паровое отопление, и спрос на радиаторы чугунные рос с каждым годом, многие промышленники открывали в городах небольшие цеха по отливке таких радиаторов.

Очевидно, в мае 1895 года орловцы наблюдали полет именно газового шара. К аэронавтике в орловском небе мы еще вернемся — в свой черед.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

Comments

3 комментариев. Стань первым! »

  1. […] Немного работы с краеведческим материалом, и вот перед нами собрание достаточно ярких фактов, последовательное изложение которых и есть ИСТОРИЯ. Читайте дальше. […]

  2. […] материал читайте здесь. 1 мая 1921 года открылась первая в нашей стране […]

  3. […] аппараты без механической тяги, а проще говоря, воздушные шары. Негласное использование воздушного шара, который […]

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!