О китайской экспансии на Дальнем Востоке (часть 2)

Петропавловск-Камчатский. 2010 год.

Все перечисленное в предыдущей части говорит за то, что никакие ограничения китайской торговли делу не помогут. Для борьбы с китайским экономическим завоеванием нужно поднять культурный уровень нашего окраинного населения, поднять экономическое благосостояние этого населения. Но пока мы совершенно бессильны бороться с «желтой опасностью», так как эту опасность ни дипломатическим путем, ни силой оружия устранить нельзя. «Ограничить» китайскую торговлю, конечно, можно, хотя бы таким же путем, каким «ограничен» труд китайцев на Амурской железной дороге. Однако, такое ограничение, подняв цены на продукты первой необходимости, в сильной степени ослабит окраинное население, а это, в свою очередь, ослабит на окраине силу нашего оружия.

Не китайцы, а халатность — вот наш злейший враг. Мы стремимся устранить следствия, совершенно игнорируя причины, создающие эти следствия. Разительным примером нашей халатности служат наши отдаленные окраины — Сахалин и Камчатка. О том, что японцы сделали из южной части Сахалина прекрасную цветущую благосостоянием колонию, писалось много, как писалось и о том, что наш северный Сахалин представляет печальную картину запустения. Теперь находим в газетах маленькую истину о положении нашего поселения на Камчатке.

А дальше, как иллюстрация, к сожалению, весьма злободневная и сейчас, когда общество взахлеб обсуждает проблему — «как гуманнее будет бороться с плодящимися бесчисленно бездомными собаками» в современных мегаполисах. А вот чтобы прочувствовать, кого современная внутренняя политика сделала настоящими «бездомными собаками» на периферии Отчизны, следует сегодня слетать в Петропавловск-Камчатский или Владивосток, именно накануне или в начале зимы, в отопительный и снегоуборочный сезон.

Что же говорить о том свидетельстве дальневосточного священника, которое со слезами он прислал в газету в 1910 году.

В газете «Текущий День» помещено письмо священника отца Карякина, присланное во Владивосток. В этом письме Карякин, между прочим, пишет:

«Не бросайте ваших обносков и остающихся от кройки самых малых лоскутков, сберегайте их и как-нибудь пошлите нам. Здесь при ужасной бедности все пойдет на пользу; если что не годится на заплату, пойдет на дергушку, всякий кусочек ваш оботрет раны выгнивающих людей, оботрет и не одну слезу нуждающегося. Мы не просим денег, не просим и хороших вещей: дайте нам лишь то, что вы выбрасываете вместе с сором».

Вот пример нашей халатности. Мы назначили на Камчатку губернатора, заботимся о том, чтобы японцы не захватили наш полуостров, но мы даже не знаем, что люди там нуждаются не в хороших вещах, а в том, что мы выбрасываем вместе с сором. Само собой разумеется, что торгаш китаец при таких условиях, продающий сахар на пятак дешевле русских Кит Китычей, должен считаться благодетелем края, а не врагом Отечества. Повторяем вместе с епископом Сергием — дайте школы, поднимите экономическое благосостояние населения, и тогда минует всякая опасность экономического завоевания окраины китайцами, не будет никакой нужды в ограничении китайской торговли.

«Восточная Заря», №277. 1910 год.

Comments

Один - пусто. Стань первым! »

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!