Памятник Ермолову в Орле в свете конского этикета

Проект памятника А. П. Ермолову в Орле.

Проект памятника А. П. Ермолову в Орле. Фото: Аппарат губернатора и правительства Орловской области.

«Сие произведение искусства достойно славных времен Греции и Рима. Я ничего не видел подобного» — это строки из письма Пушкина Василия Львовича П. А. Вяземскому, писанного в Москве 20 февраля 1818 года. Так отозвался Василий Львович о только что открывшемся памятнике Минину и Пожарскому. Девятнадцатый век, крепостное право, царская охранка везде, а умели без мата сказать, глядючи на памятник. Трудно себе представить жителя города Орла, который так-то выразится, глядя на новоявленный памятник Ермолову.

Мало теперь стало знатоков монументального искусства. Один крякнет, второй молча мимо пройдёт, третий на земь брякнется, четвёртый отметит как бы вслух: «Похож… похож…», пятый перекрестится. Спроси, зачем, — смолчит. Сам не знает. Редкий тонкий знаток монументальных скульптур, глядя на проект памятника генералу Еромлову, начнёт искать: к морю стоит задом или передом. А две ноги в воздухе отчего? Разве генерал Ермолов погиб в бою?

Памятник Еромолову в Пятигорске.

Памятник Еромолову в Пятигорске. Фото: pyatigorsk.org.

Прежде всякий знал: если у коня ноги подняты, всадник героически умер. Был бой, кровавый и беспощадный,  и показал себя всадник в этом бою отменным храбрецом и воином. Какие уж там в Орле были бои в 1861 году, теперь не вспомнить. На фоне этой Неизвестного Боя В Орле в 1861 году совсем уже неважно, где море находится по отношению к крупу лошади: сзаду или спереду. Если из Орла смотреть на карту современной России, и на Юге море найдётся, и на Севере, и на Востоке есть, а на Западе целый океан. И отовсюду далеко.

Пятигорский памятник Ермолову содержит коня с 1 поднятой ногой, что по конному этикету означает: всадник скончался от ран, полученных в сражении. Всё верно: раны Ермолов получал в многочисленных кавказских операциях, долго потом напоминали они о себе. Вот что писал Иосиф Бродский в эссе «On Grief and Reason» (N.Y, 1995):

Существует даже целый этикет конной скульптуры; так, например, если лошадь встает на дыбы под седоком, это означает что последний погиб в бою. Если все четыре копыта покоятся на постаменте — указание, что он умер в своей постели. Если одна нога поднята высоко в воздух, то подразумевается, что скончался от ран, полученных в бою, если не так высоко — значит, жил довольно долго, пройдя свой жизненный путь, так сказать, шагом.

Орловский конь по Ермоловым вздыбился, что согласно конскому этикету указывает на смерть всадника в бою. Напрасно сравнивают стоимость установки памятника в Пятигорске со стоимостью примерно похожего памятника в Орле. Сухая арифметика ни при чём, другие материи вмешались, морального свойства. Орловский потому дороже и вышел:

— Почем стоит коня?
— С почестями?
— Да.
— Не торопясь?
— Да.
— Пятерка.
— А как погибшего в бою?
— Одиннадцать, хотя это и унизительно.

Скульпторов можно понять: им ещё опровергать существование конского этикета, и за меньшие деньги кто бы согласился. Сколько бы ни говорили, что этот самый этикет является городской легендой и серьёзными скульпторами во внимание не принимается, правда известна лишь серьёзным скульпторам, знакомым с этим самым этикетом не понаслышке.

Comments

2 комментария Стань первым! »

  1. HoT NeWs » машины Пятигорска:

    […] о своей пропаже пятигорский френд oshkindt. А в это время. Памятник Ермолову в Орле в свете конского этикета … Культура · Наука · Новости · Общество […]

  2. […] дать бы этим #Орлец‘ам, да на площади. Ничего в скульптуре не понимают». (Алексей, […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!