Борьба со знахарством в СССР (часть 1)
Есть один примечательный момент в нашей современной жизни — несмотря на достаточно высокий уровень технического оснащения медицины, люди нередко стремятся использовать старинные традиционные средства, которые вырабатывались и оттачивались в некоторых культурах тысячелетиями. По некоторым лекарствам или методам массажа имеется и такая же древняя общая статистика, быть может, не по численности исцеленных, но, уж точно, по популярности метода в самих народах.
В большинстве народов нередко разработкой методов целительства занимались не просто врачи, а монахи в монастырях, люди, ощущающие очень высокую степень ответственности перед Богом за то, что они несут людям. То есть, люди, сознание которых под действием чистой совести и праведной жизни никогда бы не позволило им идти на заведомый обман или продвижение среди населения нечестных методов лечения или диагностики, даже просто неэффективных, не говоря уже о вредных для здоровья.
И православные монахи не были исключением в России — они собирали и культивировали целебные растения, формировали смеси трав, помогающие при тех или иных недугах. И даже косметические средства нередко создавались на основе монастырских рецептов. Например, удаление волос появилось не вчера и не сто лет назад. В наше время лишь добавились современные технологические методы — фотоэпиляция, лазерная эпиляция. А вот рецепты всевозможных мазей, абсолютно безопасных русские женщины знали давно. Другое дело, что лишь в городах некоторые модницы ими считали нужным пользоваться. В СССР, к сожалению, в пафосе атеистической борьбы с церковью, была уничтожена и традиция народного целительства.
Безусловно, приход в деревню большого количества квалифицированных медиков, борьба с серьезными смертельными заболеваниями — все это было нужно, равно как и отстранение местных народных знахарей от решения задач серьезного и систематического медицинского обслуживания населения. Но все ли у знахарей (и всех ли) было все настолько бездарно? Борьба с влиянием на людей церкви разве заслуживала того, чтобы священников и монахов приравнивать к знахарям? Тем более, что церковь никогда и не брала на себя функции медицинские по всем направлениям. Церковь всегда лишь стремилась к духовному окормлению паствы, а развитие знаний о целебных свойствах трав было лишь побочным служением монахов.
Вот пример советской агитации:
Еще много есть у нас медвежьих уголков, где религиозный дурман и предрассудки еще крепко гнездятся в голове невежественного крестьянина. Эти предрассудки самая крепкая преграда, для проникновения нового здорового быта в крестьянскую избу. Уже кое-где в деревнях появилась электрическая лампочка вместо старой лучины, уже слушают в избах-читальнях и под открытым небом миллионы крестьян различные собщения со всего земного шара по радио, во многих деревнях крестьяне уже знают, что такое барометр и просят уже агронома предсказать, будет ли «ведро», И в то же время во многих деревнях все еще крепко сидят в головах разные предрассудки, дикие обычаи, старые понятия. Еще сильна темнота, оставшаяся в наследство от вековой неграмотности и вековой нищеты.
Когда читаешь подобное, возникает сомнение в том, что в деревнях слушают и читают сообщения со всего мира, например, сообщения о том, что в буржуазном обществе никто не собирается бороться с религией, церквями. Или, что весь ХХ век в Европе были (и остались) чрезвычайно популярны древнекитайские традиционные методы лечения и диагностики многих недугов, и никто ни в Европе, ни в Азии вокруг СССР и не собирается бороться с ними. Наоборот, ученые и медики в ХХ веке активно исследовали и систематизировали, внедряли в производство и обслуживание эти методы.
[…] почему-то советская пропаганда всегда называла всех знахарей огульно шарлатанами и колдунами, но при этом самих […]