Борьба со знахарством в СССР (часть 2)

Деревня. 1926 год.

Вызывает недоумение и другой факт — почему-то советская пропаганда всегда называла всех знахарей огульно шарлатанами и колдунами, но при этом самих потребителей их услуг, крестьян, заведомо приписывало чуть ли не к идиотам. Вы задумайтесь — в крестьянской жизни в те времена бытовали достаточно суровые нравы. Если вдруг узнают, что девка лишилась девственности до брака, ворота вымажут дегтем, а ее отец испытает такой мощный стресс, что дочери легче будет пойти и удавиться, чем испытать на себе отцов гнев.

А теперь представьте себе, если в селе живут знахари, которые практикуют всю жизнь оказание мелких медицинских услуг, повитушничество и тому подобное, то есть, они не сеют и не жнут — они кормятся этой работой, кормят своих детей нередко и живут в селе всю жизнь. И, допустим, их метода не действует или, еще хуже, регулярно лишь усугубляет страдания страждущих крестьян, как долго такая знахарка там останется живой? Это село, пошла в лес и не вернулась, никто чикаться не станет с шарлатаном, у которого не получается эффективно помогать. Никто не пошлет за повитухой, у которой все дети помирают, где она помогает при родах — ей же еще и платить надо, пусть не деньгами, но натуральным продуктом.

А ведь логика пропаганды на чем строилась — мол, мы везде ездим, мы везде летаем, мы все читаем, у нас статистика по регионам, мы лучше знаем, как вас лечить от всего. Да, понятно, крестьянин в то время не мог купить авиабилет и полететь в Китай или даже на Кавказ, чтобы проверить их методов лечения недугов, да и газет крестьяне не читали до революции. А им, к слову, в этом вопросе далеко не всегда и было нужно — у них была своя родовая статистика — кто чем болел, кто от чего помер, кто сколько прожил. И эта статистика же сохраняла память о том, кто у кого и от чего лечился. Более того, крестьяне же все знали и про истории соседних родов, также веками проживавших в том же селе. И вот непонятно, например, как это в горских селениях стали бы достаточно патриархально воспитанные и очень горячие парни терпеть подобное, будь то правдой:

Вот, например, что делается в разных местах нашего Союза. Есть в далеком Закавказье такое селение Псха. Дико здесь на Псхинеких скалах, дико и в избах. Но полюбилось это селение монахам, спугнутым из их монастырей кликушам и юродивым. И потянулись они на Псху: монахи, попы да монахини. Вместе с ними в Псху пришло изуверство монастырский разврат.

Непонятно и другое, например, чью корову или лошадь крестьянин мог отвести к знахарке? У него не было своего крупного и тяглового скота к середине двадцатых годов — все забрали уже в колхозы.

В Рыбинском уезде бабка Матрена лечит параличи какими то мазями, от которых остаются большие загнивающие ожоги. В нижней Дубровке около Петровска бабка Икрянова за батистовый платок лечит от любой болезни, за полтора целковых лечит корову, а за три с полтиной — лошадь. Только люди еще больше болеют, а лошади и коровы часто дохнут.

Непонятно и то, как вообще смогла дожить до приезда милиции в деревне вот такая изуверка (если описанное в статье было правдой):

Долгое время морочила и калечила народ Нижней Вязовки Бузулукского уезда бабка Уметова, пока не уморила роженицу Никитину: ржавым гвоздем проковыряла ребенку голову, дважды гвоздь сорвался. Тогда бабка надела на шею ребенку петлю из пояса и тянула до тех дор, пока не оторвала голову. Роженица умерла. Не спасли Уметову от пролетарского суда никакие заклинания и никакое знахарство.

Или вот еще свидетельства советской пропаганды:

В Вишневолоцком уезде знамениты три колдуньи: Ромашина лечит «от живота» выводя на животе крестики деревянным маслом, Ершова — коровья колдунья — спрыскивает больных коров 30-летней крещенской водой, а Коновалова — «специалистка по глазам» — вылизывает всякую глазную болезнь из глаза языком.

Непонятно, если не помогало людям, как эти знахарки продолжали жить, ни от кого не прячась, получали за свои услуги деньгами или натуральным продуктом. Крестьянин, который даром и копейку не отдаст, который и до сих пор ко всем предложениям, требующим оплаты подходит со скепсисом, прежде всего — и этот крестьянин станет бездарной знахарке платить? Сомневаюсь. Ну и, конечно, только атеисты из города могли сморозить подобную чушь о 30-летней освященной воде. Это сейчас в городах новообращенные хранят воду годами. А в те времена никто не хранил ее, ее пили, использовали для приготовления пищи, а хранить ее незачем было — церковь только официальные водосвятия праздничные осуществляет дважды в году, да еще и по надобности отдельным чином в любое время года. И кому большевики этот бред рассказывали? Неужели крестьянам же?

Comments

Один - пусто. Стань первым! »

  1. […] (и остались) чрезвычайно популярны древнекитайские традиционные методы лечения и диагностики многих недугов, и никто ни в […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!