О несметных кладах, Мураше и других легендах

Сокровища бывают разные.

Сокровища бывают самые разные. Дорогой Редакции ничего хорошего обычно не встречается.

Мой собеседник невысокий, коренастый с лукавым прищуром голубых глаз. Знакомьтесь, коренной москвич Александр Николаевич Пашиков, исследует тему спрятанных сокровищ, пишет книгу о кладах Орловщины.

— По поводу коренного москвича сразу хочу Вас поправить. Да, я родился, вырос в Москве, но мои корни на Орловщине, в маленьком городке Малоархангельске. Понимаю, что это название ничего вам не скажет, оно и неудивительно, Малоархангельск городок, каких тысячи, десятки тысяч на Руси, но именно они делают историю страны. Я люблю сайты вроде http://antikwar.su/, на которых не только приобретаешь антикварные вещи для коллекции и узнаёшь тонкости поисков кладов, но и имеешь возможность посмотреть чужие находки, послушать чужие истории. Сабли и награды, военное обмундирование и шлемы: изучая антикварные находки, лучше понимаешь страну.

— Как вы стали интересоваться темой кладов?

— Это давняя история. На лето родители отправляли меня в Малоархангельск, где я жил у бабушки Евдокии Семёновны Пашиковой. Когда бабушке нужно было уехать, она отводила меня в деревню с красивым названием Приволье к своей двоюродной сестре Екатерине Ивановне. Бабушка Катя была простая русская женщина, всю трудовую жизнь проработала дояркой, но как интересно, образно она рассказывала. Домик бабушки Кати стоял у самого леса, вечером мы слышали уханье совы, утром бабушка не однажды будила меня, чтобы я мог увидеть лося на опушке. Лес был наполнен тайной.

— И вы эти тайны разгадывали?

— Даже не пытался. Мне нравилось видеть на каждой лесной тропинке что-то необычное. Необычным было и само название урочища — Мурашиха, бабушка говорила, что так прозвали разбойника за то, что он был мал ростом и черняв. Мураш со своей бандой облюбовал лес и прятался в нём после своих разбойничьих набегов. Само урочище Мурашиху нельзя назвать большим, и меня удивляло, отчего обнаружить Мураша с бандой долго не могли. — И-и, — отвечала баба Катя, — да разве таким лес в давние времена был. Мне моя бабка говорила, что и десятой доли от него не осталось. Извели лес-то. — Недалеко от леса есть водоём, бабушка предупредила, чтоб я и близко к нему не подходил, потому что там есть бездонный омут. — Нырнёшь, как Мурашов возница, и сроду света белого не увидишь. — И непременно добавляла, что мужики хотели измерить глубину омута, связывали вожжи, к ним привязывали косу, а дна не достали. Рассказывала бабушка про невероятные богатства Мураша и про то, что они похоронены в этом бездонном омуте. Однажды зимой, лес окружили солдаты. По следам нашли место, где хоронился разбойник со своей бандой. Нескольких человек убили, кого-то схватили, а Мурашу удалось скрыться. У него были приготовлены сани с награбленным добром. Он вскочил на сани, возница стеганул лошадь, и сани помчались. Но погоня была близка. Увидев, что его вот-вот схватят, Мураш ударом оглушил возницу, и направил сани на бездонный омут, прикрытый ледком. Сани затонули, преследователи Мураша тоже, а самому разбойнику удалось уйти.

— Легенда, конечно, интересная.

— Я тоже долгое время думал, что это всего лишь легенда. Но, будучи уже аспирантом, и готовя работу по теме совершенно не связанной с кладами, я в архиве наткнулся на любопытнейший документ. Это был протокол допроса некоего Акимки, Мурашова человека. Акимка свидетельствовал, что в санях у разбойника было два пуда золота и серебра без счёта.

— Богатство огромное.

— Павел Якушкин, собиратель народных сказаний о кладах, разбойниках, колдунах, пишет, что Муравей столько кладов зарыл, на них пять губерний купить можно.

— Стало быть, народные сказания основаны на реальных событиях.

— Безусловно. Но, порой, сложно отделить рациональное от выдумки. К моей бабушке Евдокии Семёновне ходили какие-то знакомые, родственники из разных деревень, часто оставались ночевать. И после вечернего чая непременно начинались разговоры, воспоминания. Бабушкина знакомая из Малой Плотки рассказала давнишнюю историю про водяную мельницу. Мельница принадлежала барыне, дохода не приносила, потому что плотину срывало водой. Продолжалось это до тех пор, пока барыне кто-то не подсказал, что мельница не будет работать до тех пор, пока под неё не зароют живого (!) человека. Право ещё было крепостное, но и тогда помещика за подобные дела могли наказать. Поэтому барыня тайком приказала слуге закопать под мельницей одного мужичонку. Мужичок слыл горьким пьяницей, его напоили, что было дальше не знает никто. Но с тех пор мужичка в деревне не видели, плотину не срывало, а барский слуга получил вольную.

— Как эта история связана с кладами?

— Очень связана. Потому что у мужичка остался сын. Однажды барский дом загорелся, барыню с трудом вытащили в окошко, дом удалось отстоять, но потом не нашли ни шкатулки барыни, ни денег. Сразу поняли, что к чему, слуги погнались за парнем, сыном того мужичка, пешком он не мог уйти далеко, а когда догнали, ничего при нём не было. В деревне так и считали, что он бросил украденное в колодец.

— Про клады можно сказать: дела давно минувших дней.

— И что интересно, совсем недавно, моя копилка историй кладов Малоархангельского уезда пополнилась ещё одним прелюбопытным случаем. Бывшая жительница деревни Акинтьево в письме рассказала о кладе в Барском саду.

— Клад найти не просто, есть ли у кладоискателей какие-то приметы, связанные с поиском сокровищ?

— Это в литературе подробно описано: самый верный способ сорвать цветок папоротника, он укажет на клад. Ещё можно в Духов день приложить ухо к земле и слушать.

— Поможет?

— Только в случае, если кладоискатель чист сердцем. Ещё говорили, что клад зарыт на конце радуги. Поиск кладов — целый ритуал, но важно не только найти сокровища, — но и удержать их, чтоб они шли на пользу. Про это можно говорить очень долго, этой теме я посвящаю отдельную главу в своей книге.

— Сейчас всё проще: берёшь хороший металлоискатель и вперёд, на поиск зарытых сокровищ.

— Да нет, не сказал бы, что проще. И примет у современных кладоискателей не меньше, чем у наших предков. Я много общался с людьми, ищущими клады. Кто-то делает это из-за корысти, кто-то из любопытства, некоторые просто хотят найти какую-либо старинную вещицу. У меня есть хороший знакомый, я о нём пишу в своей книге, много лет он занимался поиском кладов и отошёл от дел. Причина — не мог больше выносить предательства, лжи, обмана. Даже небольшая находка меняет облик человека, рассказал Павел, так я назову своего друга. Из человека вдруг вылезает всё мерзкое, подлое. Тот, кому ты безоговорочно доверял, может обмануть, украсть, совершить любую подлость. И это касаемо мелочей, что бывает, когда находят большой клад, как меняются человеческие судьбы, мы только предполагаем. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то стал счастливее от найденного клада.

— Спасибо Вам, Александр Николаевич за интересный рассказ, будем ждать Вашу книгу.

Обложка книги "Клады Малоархангельского уезда".— Она скоро выйдет, буквально в этом месяце. В ней подробно рассказывается о легендах, связанных с кладами Малоархангельского уезда. Материал собран большой и интересный. Надеюсь, мои будущие читатели останутся довольны.

С. Назарова
г. Долгопрудный
июнь 2012 года.

Comments

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!