PR — ничто, дела — все
Я ни разу не политолог, и даже не представитель древнейшей профессии (PR имеется ввиду). И даже за рекламой политических позиций всех участвовавших в избирательных компаниях сил наблюдал в полглаза. И все же обратил внимание на одну особенность: все делали ставки на PR-технологии промывания мозгов, и никто — на реальные дела.
Ушаты компроматов, борьба хакеров, взламывающих архивы электронной переписки, портянки с «роспила», гнев и возмущение со всех сторон. Оппозиция наваливалась на власть, обвиняя ее в коррупции. На переднем плане был главный обличитель Алексей Навальный, как он постоянно напоминал публике, профессиональный адвокат.
Но кому-нибудь из граждан РФ за последние три года Навальный помог вести дело против местных представителей власти? А вот В. И. Ульянов, даже не сумев успешно закончить Казанский университет и получить диплом юриста, зарабатывал авторитет в народе тем, что вел реальные уголовные и гражданские иски обычных граждан. И бесплатно при этом. Можете себе представить те времена, насколько тогда все было сложнее — коммуникации, транспорт. Сколько на это уходило времени. Сегодня адвокат Навальный мог бы, имея usb flash накопители и ноутбук, мониторить десятки процессов в судах, на которых рассматривались бы иски обездоленных россиян против произвола властей. Более того, Навальному для PR успешного даже не требовалось бы официально участвовать в качестве адвоката — хотя бы консультировать удаленно. Но нет, ничего этого не было.
Или другая ситуация — когда вскрыли переписку Потупчик, выяснились бюджеты Кремля, которые осваивала партийная ЕР-молодежь все на тот же PR действующей власти и конкретно Владимира Путина. Запомнился момент, где Потупчик отчитывается о снятом прекрасном видео сюжете из квартиры, в которой протекает крыша семь месяцев. И снова — заметили, что молодогвардейцы сняли сюжет, а вот ремонтом не озаботились. И что — после этого туда отправились интернет-хомячки из команды Немцова и починили эту крышу? Вовсе нет. Тоже — не починили, не настояли, и даже денег на ремонт не скинулись.
С молодогвардейкой из Иваново Светланой Курициной и вовсе обошлись идиотски, и даже не задумались над тем, что в ее лице оскорбили и настроили против оппозиции весь молодой электорат провинции. Да, а что им еще думать? Обплевали интеллект провинциальной дочери ткачихи, вываляли в перьях, дескать — вот на Якеменко какие дуры работают. И что ей предложила взамен оппозиция? Чашечку кофе с тем журналистом и его виртуальные извинения через полтора месяца. Естественно, она и ответила — что набьет ему лицо при встрече. А вот про Якеменко она тепло отзывалась — он ей дал шанс подработать в движении на акциях, и если повезет — надежду на продвижение в карьере. Оппозиция кроме язвительного смеха не предложила в лице Светы ничего провинциальной молодежи.
А ведь это все — электорат. Глупый ли, умный ли, но юридически дееспособный, который четвертого марта проголосовал за Путина. Быть может, не особо любя Владимира Владимировича, а вот за Светку — обидно было. И дело даже не в обидах, дело в другом. PR все же необходим, но на фоне реальных дел, помощи практической людям. И это претензия ко всем участникам избирательной компании, занимавшимся продвижением своих идей и кандидатов. Людям мало интересно, сколько украли с трубы или цементного завода. Людей интересуют реальные квартиры, и с непротекающими крышами. Вот такие дела.
Какие суды мониторить.
Какие крыши.
Какая Света.
Какие хомячки.
О чем это вообще?
Ох.
Действительно, о чем я? Это дико и смешно — подобное от них требовать… Портянками размахивать, рубаху рвать на груди — это по-нашему. В России и адвокат — больше чем просто адвокат…
Ты рассказываешь своё понимание того, чем на самом деле должны заниматься другие люди. Затем говоришь: а они этим не занимаются. И так 3 раза.
Именно так. Мое представление о том, на чем следует базировать политический PR.