Миф о чудесной «лампочке Ильича»

Двигатель Кроссле.

Миф о том, что «лампочка Ильича» избавила деревню от лучины, более чем преувеличен. Но начать нужно с того, что электрификация в России достаточно успешно осуществлялась и до Октябрьской революции, в том числе и в деревню. Только не создавали единых сетей поставки электроэнергии — этот метод был слишком затратным при производстве (если не использовать труд заключенных в строительстве электростанций), слишком убыточным в доставке по системе ЛЭП (одной только меди сколько уходило).

Другое дело — производство и продажа небольших и средних по мощности дизельных и паровых генераторов, что и делалось в Царской России. Страна нефти, лесов и газа давала столько побочного топлива, дешевого для крестьянина (к слову, даже для европейского крестьянина дешевого по факту закупки его в России), что, как говорится, сам Бог велел нам развиваться в этом направлении (к чему постепенно приходит наша деревня сейчас, но очень медленно пока, да и цены на топливо несравнимы с теми, что были сто лет назад).

Российская промышленность до начала Первой Мировой уже выпускала достаточное количество автономных электрогенераторов, большинство импортных моделей малой и средней мощности также производились здесь. Импортировалось только мощное генераторное оборудование и средние по мощности электростанции для промышленных предприятий — им было по карману подобное оборудование из-за рубежа. А вот для крестьян выпускали достаточно недорогие небольшие генераторы, мощности которых хватало, чтобы и избу осветить, и для хозяйственной электротехники малой мощности (которая также уже производилась именно с учетом нужд и финансовых возможностей крестьян).

Нефтяной генераторный двигатель.
Помимо собственных средств на приобретение генераторов крестьянин мог также рассчитывать и на субсидии от государства — целевые федеральные, а также местные губернские программы — это не изобретение Путина и Медведева, они существовали и работали, начиная от выплат подъемных переселенцам в Сибирь, заканчивая губернскими программами поддержки крестьян, осваивавших не очень плодородные участки. Главное было в том, что электрификация деревни не несла идеологических функций, в отличие от тех задач, которые возлагал В. И. Ленин на ГОЭЛРО. Царское правительство не ставило таких задач, как закабаление крестьянства посредством подключения к единым электросетям.

Вторая составляющая мифа о «лампочке Ильича» заключается в лживости освещения успехов реализации этой программы на селе. Во-первых, сами лампочки относительно приемлемого качества и доступные по цене крестьянам в достаточном количестве у нас начали производить только в годы второй пятилетки. Вернее, только в начале тридцатых они поступили в свободную продажу (да и то — была норма отпуска в одни руки). До начала тридцатых отечественные лампочки были настолько дорогими, ненадежными и в таком малом количестве производились, что их выделяли по специальным разнарядкам в село только для административных помещений. Крестьянин же так и продолжал жить со свечой и масляной лампой (про лучину большевики соврали, конечно).

Тепловой генератор "Дизель".
Да и производимая в те времена заветная лампочка, уже попавшая в сельсовет, была несовершенна, к тому же, существовали строгие нормы расхода электроэнергии и от них отталкивались в нормировании количества ламп на площадь (и значимость для советской власти) помещения. И за соблюдением этих норм следили очень строго, виновных вызывали в райкомы «на ковер», песочили на собраниях и так далее. Если посмотреть внимательно кинофильмы советских лет про жизнь в деревнях двадцатых-тридцатых годов, нередко постановщики «пробалтывались», показывая, как засидевшийся в конторе сельский активист что-то читает (внимание!) при свече или керосиновой лампе. Можно только догадываться, чем при таком жестком нормировании освещались избы простых крестьян.

И все же одна правдивая составляющая у мифа о «лампочке Ильича» была. Действительно, сначала Первая Мировая война приостановила процесс электрификации деревни, а последовавшая за ней Гражданская война и вовсе разорила крестьянство (не говоря уже о потерянных или изувеченных кормильцах). Так все и было — к началу двадцатых годов страна подошла в состоянии полной разрухи. Только один нюанс — разве программы развития деревни в Царской России к этому привели? Для наглядности представлю несколько картинок, рекламировавших в дореволюционной России двигатели и электрогенераторы тех типов, которые сегодня у нас называют «альтернативными источникам энергии».

Comments

Один - пусто. Стань первым! »

  1. МГРИ 1972 says:

    Миф или очень темная история?
    Эпиграф: “1 ноября 1920 года состоялся торжественный пуск электростанции для электрообеспечения в деревне Кашино. Свет загорелся, и было предложено отпраздновать это событие, и на празднование пригласить Ленина. Послание в Кремль содержало слова: “Правление товарищества настоящим сообщает, что 14 сего ноября состоится открытие электрического освещения в селении Кашино, на каковое покорнейше просим прибыть разделить ту радость, которую мы ощущаем при виде электрического освещения в крестьянских халупах, о котором при власти царей крестьяне не смели думать. Ваше присутствие весьма желательно”
    В 1972 мы, студенты второго курса МГРИ помогали убирать картошку на полях у деревни Кашино (Московская обл.), где посреди небольшой деревни (одна улица) стояла пресловутая электростанция “Лампочка Ильича”. На вид это была собачья будка у высохшего ручья, высотой 1,5 метра, площадью 1 м2, внутри которой находился генератор (динамо машина, совр., турбина с генератором тока) с царским вензелем, весом 50-60 кг, на валу которой находился шкив. Местный старожил сказал, что “гидру” построил еще в царское время местный умелец, который работал на заводе электрооборудования в Москве, она успела поосвещать дома и улицу д.Кашино еще в царское время. По всей видимости, дирекция завода подарила, или продала энтузиасту дорогое динамо машин с большой скидкой. В новое время родоначальника ГОЭРЛО большевики расстреляли, а осиротевшую “гидру” как бы национализировали. Есть сведения в интернет, что кашинцы только восстановили украденные провода. После приезда в д.Кашино Ильича с Крупской увидеть “техническое чудо освобожденного крестьянства”, собачья будка стала как бы началом Ленинского плана ГОЭРЛО. По рассказу старожила ,они приехали ночью , в 23 часа, местная партячейка встретила вождя тепло и гостеприимно, переночевали в добротном доме изгнанного (или расстрелянного) кулака, сейчас там музей. Утром осмотр 1 квт микро-ГЭС (МГЭС), за малым вождь увидел великое, потом митинг, фото, после хорошего обеда, тепло распрощавшись уехали. На митинге, по словам кашинцев , Ленин впервые произнес знаменитую фразу: “Коммунизм плюс есть советская власть плюс электрификация всей страны”. К нам в студлагер приходила женщина из музей и предлагала посетить музей. Однако никто из студентом не пошел. Так как подьем был в 6-00, с картошки приходили в 18-00 усталые. Кашинцы на картошке у нас были в начальниках, часто шли дожди, из лагеря никуда не отпускали. Отмечу, что яблоки в садах кашинцев были знатные. Единственным событием стало бурное празднование всем лагерем моего дня рождения, студенты гидрогеологи, геофизики, россыпники, уранщики (моя группа) сбросились по 3 рублей, в деревне мы закупили несколько ящиков “яблочное шипучее” (по две штуке на брата), в бутылках под шампанское, по 82 коп. штука – шипучее, вкусное, сладкое и хмельное, из Москвы приехала автобусом моя подружка, затаренная колбасой, сыром и прочей вкуснятиной, которую ей передала поездом через проводника из Минвод ее мама, моя будущая теща. Отмечали в каком-то коровьем сарае, преподавателей не приглашали. Вскоре с нами сидели и местные ребята кашинцы (в лагере было 80 % девчонок), они принесли патефон, танцы. Так как после всех хлопот и яблочного шипучего я отрубился, то кашинцы пригнали машину и отвезли меня с подружкой на покой. Помню как ребята кашинцы, обнявшись с нашими девчонками в кузове ехали с песней: “Наш паравоз вперед лети, в коммуне остановка”. На следующий день меня с одним товарищем отправили в Москву в деканат , с запиской за нарушения режима лагеря, меня за аморальное поведение, так как по ошибке переспал с подружкой на кровати комисарши отряда (преподаватель политэкономии, уехала на воскресенье в Москву), его за хулиганку. Такой была моя “Лампочка Ильича”.

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!