Крест над рабочим поселком

Крест над рабочим поселком.

Есть в жизни церкви дореволюционного периода один горький недочет, о котором в РПЦ МП начали говорить правдиво и открыто только в последние 20 лет — дело в том, что синод к началу ХХ века очень серьезно упустил процесс воцерковления рабочих крупных производственных объединений, настоящих пролетариев. И именно среди рабочих, прежде всего нашли народную поддержку большевики во времена гонений на церковь.

Уже по факту свершившегося братоубийства в Гражданской войне синод (тогда еще не разогнанный окончательно) пересмотрел свой подход к этому вопросу и начал активную миссионерскую деятельность среди рабочих в СССР. Это очень сильно не понравилось идеологическому аппарату ВКП(б), и накануне каждого крупного православного праздника центральные газеты публиковали гневную критику в адрес проявления активности священников на приходах, особенно в городах и рабочих поселках. Вот пример одной из таких заметок накануне Пасхи в 1928 году из газеты «Труд».

Вопросы в упор.

Вчитайтесь в сегодняшнее сообщение РОСТА:
«ВЯТКА, 27, апреля. Совершенно случайно всплыло наружу, что церковный совет находящейся в центре рабочего ж.-д. района церкви Ахтырского кладбища уже несколько месяцев ведет энергичную подготовку к капитальной перестройке и значительному расширению ее. К месту постройки свезено большое количество строительных материалов, происходит наем рабочих. Проект здания направлен на утверждение губернскому инженеру. Все это проделывалось в тайне…»
Теперь это все открылось. «Вятская Правда», как сообщает РОСТА, разоблачая поповскую затею, спрашивает трудящихся города, нужен ли им новый очаг «духовной сивухи».
Теперь все пойдет по маслу. В газету начнут поступать резолюции, и «Вятская Правда» будет «неустанно и неумолчно бичевать. За примерами ходить не далеко. На виду у всех поп Иван на Собинке строил церковь, и история эта тоже всплыла «совершенно случайно». Потом за резолюциями дело не стало.
Когда раскрылась постройка церкви на фабрике «Ком. Авангард», пришло сообщение из Шахт, напечатанное у нас в номере от 20 апреля. Сегодня мы печатаем аналогичное сообщение и о Чусовой.
Поповская деятельность развивается в центре рабочих районов, а истории поповской работы раскрываются по стереотипу «совершенно случайно». Телеграмма из Вятки — лучший тому пример. По этому поводу да будет нам позволено сыграть с вятскими работниками в «викторину». Мы убедительно просим ах ответить на страницах газеты, причем обещаем заранее соответствующее количество очков и гонорара:
1. Как могла история подготовки к расширению церкви в крупнейшем рабочем районе всплыть только случайно?
2. Как могли соответствующие организации случайно не заметить поповской работы, которая продолжалась несколько месяцев?
3. Если, наконец, попы так умело вели работу, что люди, способные понимать только случайно, не видели поповской паутины, — то неужели не вызвал подозрения такой, надеемся, явный факт, как подвоз большого количества строительных материалов к зданию церкви?
4. Неужели факт найма рабочих на строительные работы никем так и не был отмечен?
5. Если проект здания был направлен на утверждение губернского инженера, то, что значит фраза: «все это проделывалось в тайне»? То ли, что в Вятке губернский инженер находится в подполье, или то, что упомянутый губернский инженер в свободное от занятий время служил на клиросе и, благодаря своему второму занятию, способствовал сокрытию поступившего к нему проекта?
Ждем ответа!
А. Л.

«Труд», 28 апреля 1928 года.

Справедливости ради, нужно отметить, что в конце двадцатых годов еще не было осуществлено резкое нормированное ограничение на покупку строительных материалов и подобной продукции. Нельзя было их купить по льготным ценам в специальных государственных магазинах, невозможно было получить из бюджета государства денег на постройку храма. А вот строить за собственные деньги (или на пожертвования), равно как и осуществлять проектирование домов, нанимать безработных строителей, подавать проекты строений на согласование надзорным органам — все это до начала второй пятилетки (1933 год) не возбранялось и не преследовалось активно в СССР. Поэтому в газете такой обиженный тон звучит — как такое могло произойти? А вот так — на свои деньги люди строили, что хотели, уплатив за аренду земли и все. А вот на государственном уровне жесткие преследования и разрушения храмов возобновились с начала тридцатых годов, когда была принята программа Культурной революции в СССР.

Comments

Один - пусто. Стань первым! »

  1. Четыре поселка:

    […] Крест над рабочим поселком This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink. ← Без темы LikeBe the first to like this post. […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!