Методика проведения фокус-групп
1. Общие положения
Метод фокус-групп является качественным методом социологических исследований, позволяющим вскрыть глубинные мотивационные установки избирателей. Метод основан на принципе групповой динамики, моделирующей ситуацию социального взаимодействия, в ходе которого участники группы реконструируют свое отношение к поставленной проблеме. Равноправие отношений, недирективный характер обсуждения позволяет социологу увидеть проблему глазами респондента и позволяет дать ей полноценную интерпретацию.
2. Организация фокус-группы
Набор респондентов является важнейшим условием эффективности группы, подбор участников группы осуществляется на основе следующих параметров:
- принадлежность респондента к той или иной социально-психологической группе (исходя из целей исследования);
- все респонденты должны являться жителями данного округа;
- опрашиваемые не должны иметь отношение к избирательной кампании;
- респонденты не должны быть знакомы друг с другом (это требование не имеет обязательный характер) и участниками исследования (обязательно).
Как правило, при наборе респондентов используются подобные «легенды»:
- Если исследование не сконцентрировано на одном человеке (партии, событии и т.п.) и охватывает широкий круг вопросов, исследование проходится под флагом независимого социологического центра (например, при кафедре социологии какого-либо университета) с целью изучения ситуации в округе.
- Если группа сфокусирована на образе кандидата (партии и т.п.) и невозможно соблюсти нейтральный характер исследования, используется легенда типа: исследование проводит сам кандидат для того, чтобы узнать «проблемы простых людей». В данном случае модератору придется стремиться к сохранению нейтральной безоценочной позиции.
Организация помещения является важным фактором в исследовании, влияющим на взаимодействие в группе. К помещению предъявляются следующие требования:
- доступность и быстрота нахождения;
- нейтральная обстановка: отсутствие посторонних шумов, различных дополнительных стимулирующих факторов (отношение к общественно-политическим организациям, плакаты);
- пространственное расположение участников (большой стол, стулья на всех участников, модератор должен иметь возможность обозревать всех респондентов);
Практически во всех исследованиях организуется небольшое «чаепитие»: практика показывает, что это способствует раскрепощению участников, преодолению страха перед исследованием и исследователем. Однако этот этап ни в коем случае не должен смешиваться с ходом группы.
Техническое обеспечение включает в себя осуществление аудиозаписи группы (диктофон, кассеты, батареек), набор и распечатку стенограммы фокус-группы, подготовка ручек, бумаги для участников и т.д. Запись фокус-группы на диктофон является обязательным условием, поскольку видеозапись является технически сложной, а запись от руки — неприемлема. Целесообразно выделить ответственного за техническую сторону исследования.
3. Проведение группы
Модератор осуществляет ведение группы на основе готового вопросника (гида). Модератор должен свободно ориентироваться в гиде, понимать существо и цель вопросов. Не рекомендуется использовать план непосредственно во время дискуссии, заглядывать в него и читать вопросы. Для поддержания динамики ведущему не следует строго придерживаться плана, если возникает необходимость, возможно останавливаться на новых темах. Если группа начинает уклоняться от целей исследования, необходимо возвращать исследование к исходному вопросу и сценарию. Возможно отклониться от первоначального плана, но необходимо всегда придерживаться логики и целей исследования.
Фокус-группа начинается со знакомства участников, представления модератора и его помощников, описание цели исследования и продолжительности работы.
Важно сообщить о характере и целях фиксации информации (аудиозапись) и гарантировать ее конфиденциальность.
Модератор подчеркивает задачу: обсуждение, а не просто ответы на вопросы, поскольку задача фокус-группы — не столько получение набора мнений, сколько изучение их формирования и факторов, влияющих на этот процесс.
На первоначальном этапе модератор определяет психологические типы респондентов и в соответствии с этим координирует свои действия. Задача модератора — стимулирование пассивных и сдерживание чрезмерно активных респондентов с целью успешного формирования группового взаимодействия.
Практические рекомендации по проведению группы для модератора:
- сочетание активного участия и пассивного наблюдения за ходом группы;
- достаточно нейтральная позиция к обсуждаемой теме, внимание ко всем точкам зрения;
- соблюдение дистанции между собой и ее участниками;
- предоставление времени для обдумывания, возможности высказаться каждому участнику;
- стимулирование пассивных участников и сдерживание активных (предполагаемый лидер располагается рядом с модератором, «тихоня» — напротив, визуальное «поощрение или наказание» и т.д.);
- модератор должен стремиться вычленять рациональное зерно из потока информации и стимулировать группу на обсуждение перспективных тем;
- важно помнить, что метод фокус-групп основан на законе групповой динамики, поэтому не стоит бояться и сдерживать возникающие в ходе конфликтные ситуации, противостояния мнений и т.п., поскольку именно такие ситуации дают возможность респондентам раскрыть свои глубинные мотивационные установки. Необходимо различать конфликты личностей и конфликты мнений и отдавать предпочтение последним.
В конце группы целесообразно попросить каждого из участников сделать заключение (итог обсуждения, его точка зрения, пожелания и т.п.). Как правило, все сказанное в конце группы носит более открытый и неформализованный характер.
По окончании исследования модератор пишет краткий отчет, в котором дает оценку группе, сжатое описание хода дискуссии, резюмирует полученные данные, делает краткие выводы. Важно, чтобы отчет был написан сразу после проведения группы, «по свежим следам», пока модератор держит в голове картину прошедшей фокус-группы.
4. Расшифровка и распечатка фокус-групп
Расшифровка аудиозаписи осуществляется сразу после проведения группы. Расшифровка должна быть сделана подробно, с присваиванием имен респондентам (или номеров), краткими характеристиками респондентов и эмоциональной окрашенности высказываний (с иронией, с удивлением, восхищенно, перебивая и т.п.). Обязательно указание даты, места проведения и состава группы.