Этика человека-коробки под угрозой
В Японии нынешний кризис добрался до самых обездоленных групп населения — граждан БОМЖ. Правда, затронул бездомных кризис несколько с неожиданной стороны — массовые увольнения рабочих и служащих в конце 2008 года привели к тому, что армия бомжей резко увеличилась, однако, не вполне вписывается в законы этики жизни сообщества бездомных Японии.
Если вспомнить, к примеру, роман известного японского социального романиста Кобо Абэ «Человек-коробка», станет понятным, что бездомные граждане в Японии не являются неорганизованной хаотично живущей социальной группой граждан. В частности, бомж имеет право (по негласному внутреннему кодексу бомжей) строить себе жилище только используя упаковочный картон, который не должен быть украден в магазине.
Если какой-либо бомж уже застолбил место для своего картонного жилища, никто (кроме официальных представителей закона) не вправе оспорить его право. Внутренним кодексом японским бездомным строжайше запрещено вступать в пререкания и иные формы конфликтом с полицией или другими представителями властей. В крупных городах Японии бомжи объединены в многочисленные сообщества, управляемые из единых центров избранными советами, чьи решения нельзя оспорить. Точно также и представители закона стараются не досаждать бездомным, если те не нарушают официального законодательства.
С появлением большого количества новых бомжей возникла проблема их корректной интеграции в сообщества бомжей, прежде всего, по причине нежелания новичков подчиняться этике бездомного существования, практика действия которого насчитывает в Японии уже десятилетия. Новые бездомные воруют в магазинах, пытаются с боем захватывать кем-то занятые прежде места для ночевок. Все это провоцирует полицию к применению карательных мер, что вызывает обеспокоенность у бомжей-старожилов. По этой причине в Японии традиционное сообщество бездомных граждан объявило о начале борьбы с «некультурными» новыми бомжами.