Деньги потраченные на мечту
Есть в бюджете средства, их нужно потратить с умом. Например, можно наладить производство гражданских самолетов (при том, что два мощных производства уже есть на базе Ту и Ил). Вариантов масса, выбрали новый, модернизационный, на базе Су, где гражданские самолеты сроду не производились). Нормальный ход, но суть не в этом.
У денег есть одно позитивное волшебное свойство — они могут превращаться в блага, причем, в настоящие, неоспоримые блага, которые невозможно учесть счетчиком банкнот Magner 150. Является ли Super Jet 100 бесспорным благом для россиян? Является ли этот самолет бесспорным благом для зарубежных авиаперевозчиков? Все в этом мире относительно, тем более, на фоне того, что деньги выделены еще четыре года назад, уже три года строят этот «супер», а результатов мы не видим.
При этом продолжают производиться обычные и инновационные «боинги», и нам показывают периодически — вот пробный презентационный полет их «дрима» с пластиковыми крыльями. И даже Ил и Ту продолжают производить самолеты, и они ежедневно перевозят десятки тысяч граждан. Все есть — нашего «дрим-самолета» нет. А нужен ли он? Я имею в виду гражданский на новой базе. Но это снова не относится к деньгам, это уже к уму тех, кому поручили деньги освоить.
В Швейцарии не стоит задача создать собственную авиационную промышленность, страна маленькая, но небедная, им достаточно самолеты покупать — надежные, зарекомендовавшие себя, отвечающие нормам безопасности. Но у них тоже выделяются деньги, и тоже, представьте себе, на авиационную мечту. Они мечтают построить самолет, который не будет загрязнять атмосферу, например, самолет, летающий от солнечных батарей Solar Impulse.
Принцип тот же — взяли деньги из бюджета, собрали команду, организовали производственную базу, процесс пошел. И что, где самолет? А вот он — в прошлом году он только взлетал и садился через 50 метров, а в этом году он уже пролетает через всю территорию Швейцарии, и ночью тоже (парадокс, не правда ли). Он не просто летает, пилот «щебечет» в твиттер по пути следования — налогоплательщики видят и слышат, как расходуются их деньги. Да, пока он мал в размерах. Но, вспомните, с чего начиналось авиастроение вообще. Оно начиналось с того, что кто-то решил потратить деньги на мечту.