Как ухаживали за детьми — Домоводство, 1957 г.
Во времена правления коммунистов в СССР достаточно много внимания уделялось воспитанию здоровых детей. Разумеется, система организации производства не позволяла матерям сидеть с детьми по несколько лет — уже после 1 года жизни малыша матери вынуждены были сдавать детей на попечение в ясли в течение рабочего дня.
А вот пособия по уходы за детьми были, если и не такими красочными, как в наше время, но зато недорогими и доступными для каждой семьи. Содержательная часть таких книг тоже не вызывает возражений — все объяснялось грамотно и доступно для понимания матерей, независимо от уровня социальной представленности и полученного образования. Вот, к примеру, как рекомендовалось поступать в ситуации, когда малыш страдал запорами:
Очистительная клизма. Задержка стула ухудшает состояние ребенка. Поэтому, если в течение суток не было стула, ставят клизму (для младенца применяют баллон №2 — на ? стакана; для полугодовалого — №3 и №4 на полстакана; для детей старше года — №5 и №6 на 1 стакан).
Воду кипятят и охлаждают до 28-30 градусов.
Тщательно с мылом моют руки. Клизму с наконечником кипятят или несколько раз промывают кипятком. Расстилают кленку и покрывают ее сложенной в несколько раз пеленкой.
Когда баллон остынет, набирают воду и выпускают остатки воздуха. Для этого поднимают наконечник вверх и слегка нажимают баллон, чтобы показалась вода. Наконечник смазывают вазелином.
Ребенка кладут на бок, сгибают ему ножки в коленях. Между ногами кладут пеленку, чтобы меньше запачкалось другое белье. Придерживая малыша одной рукой, другой вводят наконечник на 3-4 сантиметра и впускают воду. Внимать наконечник надо, не разжимая баллона. Чтобы вода сразу не вытекла, придерживают ягодицы.
После того как клизма подействовала, ребенка подмывают.
Обратите внимание, насколько четко и понятно расписаны все действия с пояснением значения тех или иных элементов. Но, к сожалению, дети советские дети 50-х годов ХХ века страдали не только запорами. Тоталитарный стиль воспитания граждан в рамках единой утопичной идеологии, недопустимость любых форм инакомыслия провоцировали другие формы запоров, которые исправить простым клистиром едва ли удастся — запоров интеллекта, психики и совести.
В любом случае — тогда дети были гораздо здоровее чем сейчас.