Из чего составлялся бюджет на лечение крестьян
В двадцатых годах в СССР до начала политики индустриализации средства государства распределялись таким образом, чтобы каждая даже самая мелкая административная единица имела свой бюджет и расходовала его на свои нужды. Для этого большинство средств, которые собирались на местах в виде налогов и разных сборов, оставлялись на месте. Понятно, что этих средств местам было недостаточно и государство помогало из своей центральной кассы. Такие же средства, свой бюджет, был и у волисполкомов. На эти средства волисполкомы частично или полностью содержали свои учреждения местного значения.
Чтобы не страдало народное здравоохранение, волисполкомам крайне важно было знать правильные способы построения бюджета на дело здравоохранения. Для этого требовалось помнить, что на волостные средства в учреждениях здравоохранения местного характера, обслуживающих несколько волостей, относились хозяйственные расходы и часть заработной платы. Расходы же по снабжению больницы оборудованием, лекарствами и заработная плата медицинским работникам относились за счет уездных и губернских средств и помощи центра. Учреждения, обслуживающие только одну волость, полностью содержались на местный бюджет.
Большие хозяйственные расходы, как например: крупный ремонт больницы, постройка новых зданий, все это может быть и крайне необходимое, не могло быть выполнено силами волостного бюджета, а потому государство тут оказывало помощь. В 1925 году государством было отпущено на это 2.000.000 рублей, в 1926 году уже больше 3.000.000. Деньги эти давали тем волостям, где отпускаются местные средства, причем государство отпускало столько же, сколько давали и местные органы. Таким образом, эти большие расходы государство делило пополам с местным бюджетом и тем самым значительно облегчало ремонт, восстановление и постройку новых больничных зданий.
Самым крупным расходом волостного бюджета всегда являлось содержание больниц. На это в 1926 году волостями было израсходовано около 17 миллионов рублей. Сюда входило и полное содержание и заработная плата больниц, обслуживающих только одну волость, и хозяйственные расходы и содержание части работников больниц, обслуживающих целые районы. Нужно сказать, что в этом большом расходе участвовало также и государство, выдавая добавочные суммы на увеличение жалования медицинским работникам. В 1926 году на эту цель государством было отпущено 5,5 миллионов рублей.
Вторым крупным расходом являлось содержание врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов. На это требовалось в 1926 году около 9,5 миллионов рублей. На эти деньги содержалось около 2000 врачебных амбулаторий и 3500 фельдшерских пунктов. Этого количества, конечно, было недостаточно для обслуживания всего крестьянского населения, и, следовательно, и эти расходы в дальнейшем увеличивались, а не сокращались (до начала первой пятилетки, в период индустриализации вся система бюджетирования сельского здравоохранения была полностью централизована). Наконец, самая маленькая доля расходов волостного бюджета, около 500 000 рублей, отпускалась на содержание детских ясель.
Естественно, не редки были случаи, когда больницы закрывались из-за отсутствия топлива, недостатка продовольствия и лекарств, ветхости здания и других причин. К сожалению, был почти забыт расход на транспорт (приобретение и содержание лошади, коляски и прочее) для участковых больниц. А между тем транспорт имел весьма важное значение в оперативности работы участковой больницы. Своевременное оказание помощи, санитарное просвещение — это все такие виды работы; которые немыслимы без транспортных средств. Однако низкие темпы развития автомобилестроения в СССР и снижение поголовья гужевого скота в деревне вплоть до начала пятидесятых годов ХХ века не позволяли обеспечить транспортом медицинские пункты на селе централизованно за счет государственного бюджета.