Назад в 90-е и обратно или нас ожидает веселая смена власти?

Прошедший 2010 год был апофеозом бытования тренда «Назад в 90-е». Искусственно подогреваемый интерес к лихому десятилетию достиг своего апогея. Но с чем было связано вызывание призрака 90-х спиритами из всяческих СМИ? Почему на одном из федеральных каналов два года подряд реанимировали «сбитых летчиков» от эстрады, а другой вдруг выпустил фильм «жесть» которого, должна была превзойти крутизну «Бригады» и «Бумера»? Зачем подняли волну обсуждения событий, моды и девайсов недавнего времени в интернете? Стоит поискать ответы, поскольку тут и ежу понятно, что «это ж-ж-ж не спроста».

Срубить бабла

Эксплуатация образов лихих 90-х началась едва они успели закончится. Это упоминаемые уже сериал «Бригада» и дилогия «Бумер». Не о каком осмыслении недавнего периода российской истории в этих художественных произведениях, речи, конечно же, не идет, это поход за прибылью по горячим следам, когда ситуации еще до боли узнаваемы аудиторией, а многие свидетели и участники остались в живых. Задуманное удалось. Фильмы пользовались популярностью. Поговаривают, что Шнур — создатель музыки к «Бумеру» — очень неплохо заработал на рингтоне.

Напугать

В 2007 на НТВ возник документальный сериал, название которого «Лихие девяностые», стало журналистским штампом. Задача сериала состояла не столько в том, чтобы систематизировать видеодокументы прошедшей эпохи, а скорее в том, чтобы накануне выборов (думских и президентских) напугать обывателя-избирателя страшным образом творившегося в те годы беспредела. Дабы возврата к «либерастам» не было. Напугали. Сработало. Либералов даже не подпустили к думскому порогу.

Поприкалываться

В позапрошлом 2009 году все на том же пресловутом газпромовском НТВ начался проект по вытаскиванию на свет забытых, а зачастую и погасших звезд эстрады — «Крутые девяностые». Извлеченные из чулана певцы и певицы должны были и вызывали умиление. Ради этой эмоции их и отряхнули от пыли и нафталина. Наверняка многие из них подумали, вот он второй шанс выйти на большую эстраду. Увы, они нужны масс-медиа только для того, чтобы сыграть отведенную им роль — показать насколько все же они несуразны в современном мире.

Задача проекта первого канала фильм «Чужая», который был осуществлен в 2010 году, заключалась в том, чтобы спровоцировать у зрителя рвотный рефлекс. В разрез с романтизированными героями гангстерских саг начала двухтысячных отморозки из «Чужой», да и сама главная героиня ничего кроме отвращения не вызывают. И это правильная реакция на бандюков. Подтверждением тому сильное чувство, возникающее при показе по новостям кущевской банды.

Тема эстрадных «крутых девяностых» на НТВ в прошлом году продолжилась. Кичёвой музыки 90-х возникло столько, что от насильно вызванного сладкого умиления начало подташнивать.

Туда же пошла и параллельная линия — поющий о девяностых «Голос Омерики» и, конечно же, Барто с песенкой «Я хочу в девяностые назад к бандитам». Это уже откровенный стёб.

Тренд ушел в народ

Бита идёт в комплекте с чёрным бумером.Автор этой публикации лично знаком с одним молодым человеком, который в качестве своего первого автомобиля приобрел восемнадцати летнего черного «бумера», а к нему в качестве бонуса черную же бейсбольную биту. Стебался он сознательно или подсознательно не важно. Главное, шутка удалась.

Удалась и та шутка, которую отчебучил Мавроди, заявив о воссоздании МММ. В общем 90-е стали не страшны, а смешны, нелепы и омерзительны. И возврата к ним мы не хотим уже по этой причине.

Хорошо смеётся тот, кто посмеётся последним.

Как известно лихие девяностые вызвали к жизни горбачёвские реформы. Проведем аналогии: перестройка — перезагрузка, ускорение — модернизация. Сейчас тоже говорят и о большей гласности и борьбе с алкоголем. Руководство страны наступает на те же грабли. История повторяется, и уже не в виде трагедии как это было в 1991-м, а в виде фарса, как нас и учил Гегель. Тот, кто воспользуется ситуацией и лучше всех застебает политических противников, тот и окажется у кормила власти. Почва для веселья, как видим, специально подготовлена. Наверняка, многие уже догадываются, кто окажется главным сатириком.

Игорь Еленин
Аналитик отдела пропаганды
13. 01.2011.

Связанные записи

Comments

2 комментариев. Стань первым! »

  1. andreyoff says:

    Лично я не заметил какой-то ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ “раскрутки” 90-х в масс-медиа.
    Просто народ, который в эти 90-е рос и формировался, насколько мог вырос и заделался кинорежиссёрами, телередакторами и продюсерами. Ну, в чём выросли, о том и “запели”.
    И госидеология, мне кажется, тут не при чём.
    Снимать и смотреть фильм про бандитов проще и веселее, чем фильм про строительство “академгородка” в Сколково или даже (если спекулятивные темы брать) о распилке бюджетов…

  2. "Знамя сталевара" says:

    *голосом Одного Человека С Трубкой*

    Есть мнение дать отделу пропаганды задание на цикл статей: «Назад в 80-е и обратно», «Назад в 70-е и обратно». Ну, и так далее. А по итогам выберем: куда возвращаться!

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!