«Открытый урок»: современному художнику рисовать необязательно.

Инсталляция «Открытый урок». «Баян».

26 января в московской школе №109 состоялось открытие необычной выставки. Пятьдесят восемь современных художников, объединившись в проекте «Спальный район», устроили в школе тотальную инсталляцию «Открытый урок».

Инсталляция «Открытый урок». «Грачи прилетели».Порядка двухсот арт-объектов расположились в учебных и не учебных пространствах школы: кабинеты, холл, раздевалка, библиотека, спортивный зал, рекреации и даже кабинет директора. К такому неординарному событию было привлечено внимание широкой общественности и СМИ всех уровней вплоть до федеральных. Еще бы! Такое произошло впервые. Акция современного искусства, основанная на принципах public art, состоялась ни где-нибудь в цехах заброшенной фабрики, ни на пустыре подобно знаменитой «бульдозерной выставке» и даже не рядом с метро, как это было на недавней акции «Арт-кровать», а в действующем учебном заведении, параллельно с учебным процессом. Восторгам продвинутой публики не было конца. А зря.

Несмотря на всеобщее ликование, место для проведения выставки современного или, как его ещё называют, актуального искусства было выбрано неудачно. Косвенно признался в этом сам директор школы знаменитый Евгений Ямбург. Заслуженный учитель России в своем выступлении сказал о том, что когда все экспонаты в школе были установлены, то ему показалось, что ничего как будто бы и не изменилось, как будто они всегда и находились в этих стенах.

Почему же так получилось, что навороченные арт-объекты растворились в общей школьной атмосфере? Да потому что у этих «произведений искусства» а также у произведений ученического творчества много общего. Все они суть ПОДЕЛКИ. Разве что у взрослых мастеров больше возможностей работы с материалом: и сварочные аппараты есть, и всякие там перфораторы и прочие приспособления. Суть от этого не меняется. Приклеил на большой лист фанеры с полсотни транспортиров, перемежил их школьными фото — вот вам и арт-объект. Вполне уместен в школьном пространстве.

Инсталляция «Открытый урок». «Кораблики». Инсталляция «Открытый урок». «Заборы воздуха». 

А взять, к примеру, робота, спаянного из пустых пивных банок? Вполне себе поделка. Автор этой статьи лично знаком, с ребенком, склеившим аналогичного робота из пустых сигаретных пачек. При этом юный умелец на звание современного художника не претендовал. Он это сделал так, по приколу. Вот точно так же — по приколу — и возникает большинство актуальных произведений. И все было бы весело, если бы не одно «но». Вопрос денег.

На вернисаже в сто девятой школе из уст представителей современного искусства не раз прозвучало сожаление о том, что наше государство мало внимания уделяет современному искусству и мало его финансирует, а вот в США на современное искусство и воспитание подрастающего поколения в духе понимания актуальных тенденций тратятся немалые деньги. Так вот где собака зарыта! Нашим актуальным авторам тоже хочется денег. Вот и призывают они государство и общество выступить в качестве заказчиков их труда.

Но, повторюсь, место для этой разводки на сей раз, было выбрано не удачно.

Когда арт-объект выставляется в музейном пространстве, он приобретает весомую значимость. Когда конструкция из ржавых труб, арматуры и гофрированного железа занимает место на улице, в каком нибудь сквере она, конечно, не украшает ландшафт, но привлекает к себе внимание, наполняется каким-то смыслом и приобретает философское звучание. Когда же подобное творение возникает в школьных коридорах, оно теряет свое сакральное значение и становится в ряду с другими поделками школьников и примитивно сработанными учебными пособиями. Оказывается король то голый!

Всё это потому, что из работ современных художников ушло то самое ремесло высшего качества, которое и называлось когда-то искусством. Поэтому при взгляде на плод творения современного художника рядовой обыватель восклицает: «О! Да это и я так могу!».

А ведь действительно может. Не понимает, правда, зачем.

Так вот, если получит новый автор социальный заказ от общества на свои поделки, тогда станет понятно зачем. Создавай свои арт-объкты с умным видом, присваивай им звучные названия и довольно.

Современному художнику хорошо уметь рисовать теперь необязательно. Организаторы отрытого урока актуального искусства в сто девятой школе, сами того не желая, убедительно это доказали.

Инсталляция «Открытый урок». «Арт-пазл». Инсталляция «Открытый урок». «Домики». Инсталляция «Открытый урок». «Вес знаний».

Игорь Еленин
Аналитик отдела пропаганды
Фото автора.
30. 01.2011.

Связанные записи

Comments

3 комментариев. Стань первым! »

  1. "Знамя сталевара" says:

    Вот и робот:

    Дети знакомятся с творением искусственного разума: этот робот был изготовлен из пустых пачек от сигарет.

  2. amsel says:

    злой бред. автор, видимо, тоже хочет денег.
    как вообще приходит в голову мысль писать не по профилю?

    • "Знамя сталевара" says:

      тоже хочет денег
      тоже хочет денег
      тоже хочет денег

      FIX

Leave a Reply

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Чтобы следить за ответами, подпишись на фид: RSS 2.0!